Приветствие Почетного президента фестиваля Сергея Лосева 2023
Реклама 2023
Анонс 2023
Отчет о фестивале
ПРОГРАММА 19-23 сентября
V открытый Всероссийский фестиваль-конкурслюбительских театров
«Невские театральные встречи-2023» 19 – 23 сентября
Вход свободный
Самодеятельный театр
А. Дореволюционные корни самодеятельного театра.
- Общественный просветительский интерес (рубеж 1915 – 1916 гг. – Всероссийский съезд деятелей народного театра о его воспитательных задачах).
- «Простонародная» (фольклорная) балаганная традиция.
- Традиции русского профессионального театра (реализм, демократизм).
Б. Особенности агитационной театральной самодеятельности периода Гражданской войны:
- Преобладание обрядово-игровых действий, а нге сценических произведений.
- Фронтовой театр как родоначальник национальных театров (в регионах без театральных традиций).
- Ускоренная актерская профессионализация (из-за дефицита театральных кадров и левацких установок Пролеткульта на вытеснение профессионального театра любительским / рабочим театром).
- Выдающаяся роль Красной армии в становлении любительского театра.
- Основные жанры – инсценировки и агитки.
Инсценировки – представления, смонтированные из отдельных эпизодов, «документально» или символически отражающие революционные события, хронику, лозунги. (Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии в Петрограде под руководством Н.Г. Виноградова 1919 – 1920 гг.)
Агитки – одноактная пьеса-плакат (наиболее простой жанр, использование лубочных комедийных приемов).
В. Особенности самодеятельного театра 1920-х гг.
- Переход инициативы от армии к клубу (конец политики военного коммунизма в 1921 г., восстановление сети рабочих клубов с 1923 г.).
- Борьба трех форм: спектакля, живой газеты, массовой инсценировки (бесплодность противопоставления).
- Ведущие жанры: агитсуды (1-я пол 1920-х гг.), живые газеты, (уличные) инсценировки.
Агитсуд – театрализованные диспут с предваряющим докладом.
Характерные черты:
1) Строго регламентирующая процедура (неизменные основные эпизоды и действующие лица) – каркас театрального действия.
2) Желание вовлечь публику в действие.
Живая газета – театральная форма устной газеты времен Гражданской войны (2-я пол. 1920-х гг.).
Признаки устной газеты:
1) Предварительная переработка газетного материала.
2) Живое слово.
3) Широкая аудитория.
4) Одноразовость.
Отличия живой газеты от устной:
- Театральность.
- Комедийность.
Направления живгазеты:
1) Эстрадное («Синяя блуза»).
2) Политпросветительское.
3) Синтетическое (ЕХК).
Уличные инсценировки:
1) Инсценировки-зрелища (модифицированные сценические инсценировки).
2) Инсценировки-действа (соединение организации и импровизации, ритуальные элементы, напр., при переименовании улиц, заводов и пр. в нач. 1920-х гг.).
3) Политкарнавалы (театрализованная демонстрация, движущаяся инсценировка). В конце 1920-х перерождаются в индустриальные карнавалы.
Г. Основные тенденции развития самодеятельного театра на рубеже 1920-х – 1930-х гг.
- Пресыщение публики агитационными формами театрализации.
- Изменение партийно-государственной политики в пользу гармонизации различных форм сценического искусства (совещание по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) в апреле 1927 г.).
- Трамовское движение (ТРАМ – театр рабочей молодежи). Сходит на нет к середине 1930-х гг.
Особенности ТРАМа:
1) Студийная форма.
2) Коммунальный быт.
3) Стык самодеятельности и профессионализма.
4) Объект театрализации – молодежный быт.
- Усиление традиционных драматических самодеятельных коллективов.
- Поворот «лицом к производству» (Всесоюзное совещание по клубной работе в апреле 1927 г.). Развитие агитпропбригад.
Д. Особенности сельской самодеятельности 1920-х гг.
- Опора любительского театра на традиции 1880-х гг. (крестьянские драмкружки).
- Насыщение профессионалами, бегущими от городского голода времен Гражданской войны.
- Особенности репертуара – преобладание русской дореволюционной классики и развлекательных пьес в духе жестокого романса (кровавая месть, загубленная молодость и пр.).
- Организационная база – избы читальни.
- Организующий персонал – образованные люди (от учителя до священника).
- Дефицит женин и девушек на сцене (боязнь распущенности за кулисами и на сцене).
- Преобладание развлекательности в репертуаре, лубочно-примитивного стиля игры и амплуа «чудил».
- Обслуживание светских и церковных праздников (амурчик с крылышками и в пионерском галстуке на занавесах как символ сельской самодеятельности 1920-х гг.).
- Распространение агиток, живгазет и агитпропбригад (Красные рубахи) за коллективизацию с конца 1920-х гг.